Ориентир современного технического профессионального образования – комплексная информатизация учебного процесса на базе CAD/CAM систем
18 июня, в рамках 15-ой Московской международной выставки «Оборудование, приборы и инструменты для металлообрабатывающей промышленности» - «Металлообработка-2014», прошла 4-ая конференция «Основные направления и методы подготовки специалистов в области металлообработки», организованная ЗАО «Дидактические системы» при содействии Ассоциации «Станкоинструмент» и ЗАО «Экспоцентр». Участники конференции, представители лучших профессиональных образовательных организаций России в области информационных технологий, поделились с собравшимися современными методами подготовки рабочих кадров, инженеров и технологов по обслуживанию машиностроительного оборудования. География конференции были представлена г.г. Москва, Набережные Челны, Тверь, Тольятти, в т.ч. учебными заведениями профессионального образования из Брянска. Помимо учебных заведений в конференции приняли участие представители ассоциации «Станкоинструмент», ООО «АДЕМЦентр», ЗАО «Техстанко-21».
На конференции отмечалось, что к современным рабочим, наладчикам и операторам станков, специалистам машиностроительного профиля сегодня предъявляются высокие требования. Они должны обладать знаниями информатики, компьютерной и инженерной графики, технической механики, создавать, редактировать и оформлять чертежи на персональном компьютере, выполнять графические изображения технических деталей, технологического оборудования и технологических схем, проектировать технологические процессы, создавать сопроводительную документацию, уметь рассчитывать траекторию инструментов, поэтому современные методы подготовке персонала для отрасли предполагают автоматизацию обучающего процесса.
Все перечисленные выше знания и умения у обучающихся кадров позволяет сформировать интегрированные системы CAD/CAM/CAPP. Системы автоматизированного проектирования CAD/CAM предназначены для автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства. Они обеспечивают единую поддержку всего цикла разработки, начиная от эскизного проектирования и заканчивая подготовкой производства, испытанием и сопровождением, предоставляя возможность сократить срок внедрения новых изделий и оказывая существенное влияние на технологию производства, позволяя повысить качество и надежность выпускаемой продукции, что, в конечном счете, определяет ее конкурентоспособность. Таким образом, современные системы способны обеспечить автоматизированную поддержку работы специалистов на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. О решении этих задач на Брянщине, на конференции рассказывали представители учебных заведений профессионального образования региона, из их выступлений:
Селезнев В.А., доцент Брянского государственного университета им. ак. И.Г. Петровского.
"...Совместно с педагогическими коллективами профессиональных образовательных организаций области в Научно-образовательном центре компьютерных технологий при НИИ фундаментальных и прикладных исследований БГУ им. ак. И.Г. Петровского, разработана комплексная система информатизации учебного процесса подготовки будущих квалифицированных рабочих и специалистов машиностроительного профиля на базе профессиональных интегрированных конструкторско-технологических компьютерных систем, которая внедряется в учебных заведениях СПО области.
В учебных заведениях Брянского региона для этой цели используется отечественная разработка - система ADEM CAD/CAM/CAPP, применяемая в аэрокосмической отрасли. Этот выбор обоснован её функциональностью для решения всего комплекса учебных задач рекомендуемых ФГОС и доступностью, как для преподавателей, так и для обучаемых. Причем некоторые версии этой системы являются свободно распространяемыми, что облегчает их использование для студентов в домашних условиях. Основным связывающим звеном комплексной информатизации учебного процесса, является межпредметная интеграция учебных дисциплин, ориентированная на будущую специальность студентов. В этой работе, на общей основе в едином образовательном пространстве, объединяются усилия преподавателей математического и естественнонаучного, общепрофессионального и специального междисциплинарного циклов на целенаправленное формирование компетенций согласно требованиям ФГОС и запросам работодателей региона..."
Непогода В.К., директор Брянского техникума машиностроения и автомобильного транспорта имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева.
"... В нашем учебном заведении разработана и реализуется дорожная карта по информатизации учебного процесса на базе системы ADEM CAD/CAM/CAPP. Карта включает в себя комплекс мероприятий организационного и методического характера, а также работу по совершенствованию программной и аппаратной компьютерной базы техникума. Особое внимание уделяется дифференцированной подготовке преподавателей дисциплин различных циклов в области информационных технологий. Вся эта работа прививает интерес студентов к учебе, ориентирует их на современное автоматизированное производство, способствует развитию интереса к будущей специальности. И в конечном итоге поможет выпускникам быстрее адаптироваться на производстве. Информационные образовательные технологии используются при кадровом обеспечении реализуемых в Брянской области программ и стратегий экономического развития, потребностей высокотехнологичных отраслей экономики путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в условиях многофункционального центра прикладных квалификаций организованного при БТМиАТ..."
Семерюк О.М., преподаватель Брянского техникума энергомашиностроение и радиоэлектроники.
"... В результате анализа профессиональных компетенций согласно ФГОС СПО при изучении учебной дисциплины "Электротехника" я пришла к выводу, что общими среди них являются умения по составлению и чтению электрических схем. Специализированные компьютерные программы позволяют совершенствовать этот процесс, но требуется время на их освоение. Для повышения производительности проектирования электрических схем на базе программы ADEM был разработан несложный и не требующий от обучающихся специальной подготовки электронный конструктор «Мастер электросхем». Получив практический опыт и начальные знания по чтению и автоматизированному построению электросхем, студенты в дальнейшем успешно справляются с освоением уже достаточно сложных профессиональных компьютерных программ для автоматизированного проектирования электрических и электронных схем и выполняют курсовые и дипломный работы с их использованием.
Для выработки навыков автоматизированного построения электрических схем, в соавторстве, разработано и применяется для обучения учебное пособие (Селезнев В.А., Семерюк О.М. Компьютерная графика при проектировании электрических схем)..."
Дмитроченко С.А., заместитель директора Новозыбковского промышленного техникума.
"... Для дистанционного обучения пользователей компьютерной программы ADEM в нашем техникуме применяется виртуальная комната «Mirapolis», которая позволяет нам не только связываться на расстоянии, но и получать доступ к документам собеседника, транслировать собственный рабочий стол, а также пользоваться доской, на которой можно писать и рисовать, подобно традиционной доске. С помощью виртуальной комнаты, в удаленном доступе, мы проводим обучение пользованием компьютерной системой, как преподавателей, так и студентов.
Специфика обучения пользователей системы компьютерных систем такова, что для эффективного освоения учебного материала перед обучаемым необходимо иметь два экрана – демонстрационный и рабочий:
- один - демонстрационный, на котором ведущий виртуальной комнаты рассказывает и демонстрирует (с помощи трансляции рабочего стола) «Как это делать»;
- второй - рабочий, на котором обучаемый воспроизводит действия непосредственно в компьютерной программе.
Для реализации этого подхода, при обучении работе в программе ADEM с помощью виртуальной комнаты, мы проводим групповые обучения в компьютерном классе, оснащенном мультимедиа техникой. Практика применения именно такого решения доказала его эффективность при дистанционном обучении пользователей компьютерных программ, находящихся в удаленном доступе, а так его же экономическую целесообразность ..."
Высокий уровень выполненных брянским педагогическим сообществом разработок в области информационных образовательных технологий, их приоритетность и новизна подтверждена несколькими свидетельствами от Объединенного Фонда Электронных Ресурсов "Науки и Образования" при Российской Академии Образования.
Системный подход и комплексное решение применения современных информационных образовательных технологий при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов для автоматизированного производства в учебных заведениях Брянской области получили высокую оценку у специалистов и организаторов конференции. Как сказал руководитель конференции Директор по региональному развитию ЗАО «Дидактические системы», к.т.н. Владимир Федотов, завершая дискуссию "... мы ещё только думаем создавать нечто подобное, а в Брянске система уже работает. Опыт их работы следует рекомендовать и другим регионам ...".
Принимавшая участие в конференции член экспертного совета ежегодного регионального открытого конкурса "Инженерная компьютерная графика и применение ее в производстве", проводимого Самарским государственным аэрокосмическим университетом имени академика С.П.Королева, Лариса Дарьина в своём выступлении отметила высокий уровень представляемых брянскими студентами и преподавателями на конкурс работ. Ежегодно эти разработки бывают в числе победителей или призеров.
Представленные разработки брянских преподавателей вызвали высокую заинтересованность со стороны преподавателей учебных заведений различных регионов присутствующих на конференции. С нашей стороны была подтверждена готовность к дальнейшим контактам по продвижению разработанных в Брянске информационных образовательных технологий и обмену опытом практической работы. Это ещё раз подтверждает актуальность и эффективность представленных Брянским педагогическим сообществом на этой конференции разработок.
Материалы подготовил Селезнев В.А.,
доцент Брянского государственного университета
имени академика И.Г. Петровского.