На протяжении последних пяти лет «Профессиональный лицей №3» им. Героя СССР М.А. Афанасьева, в котором я работаю с 2003 года, осуществляет техническое и методическое оснащение процесса обучения современными печатными, техническими и электронными средствами обучения с целью повышения качества подготовки специалистов для их последующей работы на предприятиях области и прежде всего на базовом предприятии ЗАО УК Брянский Машиностроительный Завод. В настоящее время станочный парк завода оснащён современными станками с программным управлением и поэтому знания учащихся должны соответствовать техническому уровню современного металлообрабатывающего производства.
В 2008 году в ПЛ №3 создана экспериментальная площадка по теме «Повышение профессиональной компетентности выпускников лицея в условиях социального партнерства на основе информационно-коммуникационных технологий». Экспериментальная работа проводится под руководством преподавателей кафедры «Технологии и методики ПТО» БГУ им. ак. И.Г. Петровского кандидата технических наук, доцента Чайкина А.С. и ст. преподавателя Селезнева В.А. В рамках эксперимента проводится совершенствование образовательного процесса подготовки учащихся по профессии «Наладчик станков и оборудования в механообработке», используются современные подходы организации обучения, основанные на использовании электронных образовательных ресурсов и в том числе компьютерной программы ADEM.
Интегрированный CAD-CAM-CAPP комплекс ADEM - современное программное обеспечение для сквозного проектирования.
ADEM предназначен для автоматизации проектных, конструкторских и технологических задач в области машиностроения.
ADEM решает широкий спектр задач от разработки чертежа детали до составления управляющей программы для станка с ЧПУ в CNC-коде и загрузки ее на станок.
Профессиональная подготовка учащихся по профессии «Наладчик станков и оборудования в механообработке» с использованием ПО АDЕМ позволяет выполнить рабочий чертеж, карту наладки, операционную карту и 3D модель детали, разработать управляющую программу для обработки детали и воспроизвести реализацию этой программы на экране, что гарантирует 100% качество выполненной разработки.
Уже на первом курсе на уроках черчения учащиеся изучают основы инженерной компьютерной графики, в частности, элементы виртуального конструирования. Учащиеся работают с системой ADEM 8.0 CAD/CAM/CAPP, адаптированной для применения в учебных целях. С помощью этой системы учащийся может построить чертеж из набора графических элементов (линейных отрезков, окружностей, многоугольников), удалять части изображения, задавать размеры, положения и ориентацию каждого элемента.
Отработка приемов компьютерного конструирования учащимся в системе ADEM под руководством автора статьи.
Пример 3D модели и чертежа детали, выполняемых учащимися на занятиях
Уроки с использованием программного обеспечения ADEM существенно помогают формировать умения читать чертежи, которое нужно каждому человеку, избравшему себе техническое направление будущей специальности.
На уроках специальных дисциплин под моим руководством учащиеся второго, третьего и четвертого курсов средствами компьютерных технологий отрабатывают автоматизированную разработку чертежей деталей и 3D моделирование, назначение режимов резания, выбор инструментов, моделирование процессов обработки и управляющей программы для станков с ЧПУ.
К четвертому курсу учащиеся владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками компьютерной конструкторско-технологической подготовки производства и используют их при выполнении письменной выпускной экзаменационной работы и её защиты.
Защита дипломной работы разработанной с помощью системы ADEM
В 2009 году учащийся группы Нм-47 Азаров Сергей под моим руководством участвовал в ежегодном открытом областном конкурсе «Инженерная компьютерная графика и применение ее в производстве» проводимом в г. Тольятти. Была представлена письменная экзаменационная работа по профессии «Наладчик станков и оборудования в механообработке» с применением ПО АDЕМ. Тема работы: «Наладка станка с ЧПУ на обработку детали «Корпус».
В данной работе рассматривалась технология изготовления детали, а именно выполнение рабочего чертежа детали «Корпус», ее динамической твердотельной модели, операционной карты, карты наладки станка с ЧПУ и управляющей программы на обработку детали. Описана последовательность выполнения детали «Корпус». Представлено фото реальной детали, изготовленной на станке с ЧПУ. Эта работа заняла на конкурсе 2 место.
Азаров Сергей – призер открытого областного конкурса в Тольятти.
В июне 2009 года на базе «ПЛ №3» был проведен областной семинар-практикум по теме «Инновационные технологии в профессиональной подготовке специалистов нового поколения». На семинаре выпускники «ПЛ №3» по профессии «Наладчик станков и оборудования в механообработке» Радьков Александр и Левенец Игорь продемонстрировали свои письменные выпускные экзаменационные работы. Они представили наладку станка с программным управлением на обработку детали «Гайка» и «Вал соединительный», выполненную с применением ПО АDЕМ.
Представление дипломной работы учащимся Радьковым А. на областном семинаре
Представление дипломной работы учащимся Левенцом И. на областном семинаре
Применяя в учебном процессе программу АDЕМ, я добиваюсь основной цели своей работы – подготовки квалифицированных специалистов станочных профессий, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда которые могут понять и оценить свое место в производственном цикле. Девизом моей педагогической деятельности являются слова Л.Н.Толстого: "Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их"