Авиационно-космический салон это всегда праздник! МАКС 2007 - это феерическая неделя летательных аппаратов, их создателей и пилотов. Но не менее интересна и статическая часть экспозиции.
Незадолго до открытия салона в СМИ появилась информация о том, что специалисты и широкая публика впервые смогут увидеть сверхзвуковую крылатую ракету "Метеорит", разработанную в НПО Машиностроения им Челомея. Эта натурная ракета будет установлена в том месте, где на прошлом салоне демонстрировался макет перспективного космического корабля "Клипер" от РКК Энергия им Королева.
Стратегическая крылатая ракета "Метеорит"
НПО Машиностроения является разработчиком целого семейства крылатых ракет ("Аметист", "Базальт", "Малахит", "Гранит", "Оникс" и др.), которые по праву можно назвать главным калибром российского ВМФ.
Более того, НПО является создателем известной ракеты-носителя космических аппаратов "Протон" (УР-500), а также пилотируемых и автоматических космических аппаратов: "Протон", "Полет", "Салют-2, -3, -5", "Космос-1870", "Алмаз", и других образцов ракетно-космической техники.
Не смотря на то, что работы над проектом "Метеорит" были начаты еще в 1976 году, до последнего времени в печати встречалась довольно скудная информация о тактико-технических характеристиках ракеты и лишь схематичные рисунки общего вида изделия.
"Метеорит" открывает принципиально новый класс морских стратегических вооружений - сверхзвуковых крылатых ракет с дальностью более 5000 км. Выбор дальности определяется стремлением избежать захода подводной лодки-носителя в зону активной противолодочной обороны. Кроме того, одним из требований была задача поражать территорию противника на достаточно большую глубину.
"Метеорит" отличается по концепции от большинства других стратегических крылатых ракет. Он преодолевает ПВО противника на высоте 22-25 километров, со скоростью 3500 километров в час. Кроме того, ракета оснащается специальной аппаратурой, создающей за самолетом-снарядом длинный шлейф ионизированного воздуха, препятствующий точному наведению зенитных ракет (плазменные стелс-технологии).
"Метеорит" может стартовать из контейнера подводной лодки, с самолета и с наземной пусковой установки. Корабельный, авиационный и наземный варианты ракеты были испытаны и подготовлены к принятию на вооружение во второй половине 80-х годов, но не развертывались в связи с реализацией Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности.
Автору этой статьи посчастливилось принять непосредственное участие в работе над проектом "Метеорит" в качестве инженера-конструктора по корпусу одного из отсеков летательного аппарата. И сегодня я с восторгом вспоминаю творческую атмосферу, в которой шла борьба за каждый грамм массы конструкции, за каждый кубический сантиметр полезного объема.
Конструктивно ракета выполнена по схеме "утка". Маршевая ступень имеет стреловидное складывающееся крыло и складное вертикальное оперение. Оснащена маршевым турбореактивным двигателем. Морской и наземный варианты ракеты "Метеорит" дополнительно оснащаются стартовыми жидкостными ускорителями. "Метеорит" имеет довольно сложные аэродинамические формы. Поверхность его фюзеляжа далека от простого цилиндра. И это при том, что корпус должен выдерживать высокие нагрузки и температуры, не теряя устойчивости. Спроектировать такую конструкцию, обеспечив минимум массы, да еще с учетом технологичности, задача, мягко говоря, не совсем тривиальная.
Сложные аэродинамические формы "Метеорита"
Эффективно решать подобные задачи позволяла совместная работа трех специалистов в одном звене: конструктор+технолог+прочнист. Прототип современной триады CAD/CAM/CAE. В это же самое время в НПО Машиностроения удалось создать инициативную группу, которая начала разработку САПР для конструкторов под названием CherryCAD. Аббревиатура "Черри" появилась от двух русских слов: чертить и рисовать. Это была первая отечественная CAD система для персональных компьютеров, которая пользовалась большим успехом на российском рынке. Позже на ее базе и была создана современная интегрированная система ADEM-VX.
Это было удивительное время! Днем в КБ мы конструировали крылатые ракеты, а вечером в вычислительном центре создавали ПО для автоматизации конструкторского труда. К слову сказать, оснащение ВЦ в НПО Машиностроения было на самом высоком уровне. Так, например, первые персональные компьютеры были установлены там практически сразу, как только они появились.
CherryCAD изначально была написана на Фортране под операционной средой MS DOS. Никаких сред, типа Windows, на PC тогда еще не было, но CherruCAD была диалоговой с иконным интерфейсом. Это сейчас иконный интерфейс является стандартом, а тогда это было довольно революционным шагом. Кстати большая часть кода из CherryCAD на Фортране до сих пор работает и поддерживается в ADEM-VX наряду с современными средствами.
Первое внедрение CherryCAD состоялось в КБ НПО Машиностроения при проектировании изделия, известного под названием "Яхонт".
Крылатая ракета "Яхонт"
Несколько слов об этой ракете. Она способна поражать надводные корабли в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия. Её отличает полная автономность боевого применения, высокая сверхзвуковая скорость на всех участках полета, возможность выбора различных траекторий (низковысотной и комбинированной), а также полная унификация для широкого ряда морских, авиационных и наземных носителей.
Итак, НПО Машиностроения им. Челомея по праву можно считать не только родителем целого семейства уникальных образцов ракетно-космической техники, но и прародителем системы ADEM.
Сегодня НПО Машиностроения использует систему ADEM как в конструкторском бюро, так и на производстве для программирования многокоординатных станков с ЧПУ. Между разработчиками системы ADEM и НПО поддерживаются тесные связи. Так, например, по заказу НПО были разработаны специальные стратегии фрезерования неплоских колодцев. Вообще ADEM довольно широко распространен на предприятиях, связанных с авиацией и ракетно-космическими системами. Приведу имена лишь тех, с кем я успел встретиться во время авиасалона. Это РКК "Энергия", Завод имени Хруничева, "Моторостроитель" из Самары и "Мотор Сич" из Запорожья, РСК "Миг", ИЭМЗ "Купол", ФГУП ЦАГИ.
Авиасалон оставил очень радостное впечатление. Еще не один год мы будем черпать вдохновение из воспоминаний о пилотаже крылатых машин и о строгой рациональной красоте образцов техники.
При написании данной заметки использовалась информация с сайтов НПО Машиностроения, МАКС 2007, Клуб Героев города Жуковского, NEWSru.com, Уголок Неба.