В первой части статьи мы начали рассматривать путь от проекта до его материального воплощения на примере детали. В этом процессе участвуют конструкторы, технологи, конструкторы оснастки, программисты ЧПУ и операторы станков.
Но это далеко не полный список специалистов, которые работают над проектом. Для того, чтобы процесс материализации проекта ожил, одних чертежей, техпроцессов, карт наладки, программ числового управления еще недостаточно. Необходимо финансово-экономически обоснованные документы, такие как карта сменного задания, наряд и т.п.
При разработке подобных документов используется принцип нормирования работ. Одним из важнейших параметров нормирования является время на проведение основных и вспомогательных операций.
Так, например, время на установку и снятие заготовки определяется из следующих условий: схемы крепления детали, способа установки и крепления, вида установки, характера выверки, массы заготовки, состояния установочной поверхности, количества закрепляемых деталей, характера выверки и пр.
При определении времени на измерение учитывается: используемый мерительный инструмент, точность измерения, измеряемый размер, длина измеряемой поверхности, тип детали (жесткая конструкция или тонкостенная деталь).
Чтобы получить точное время механообработки необходимо спроектировать траекторию движения инструмента и только после этого вычислить с учетом подач.
Рис. 1 Точное время механообработки в ADEM-VX
Итак, рассмотренный нами пример подтверждает, что для реализации проекта необходима совместная работа специалистов разного профиля. При этом работа каждого опирается на данные, полученные не только от “соседа слева”, но зачастую и от “соседа справа”. Очевидно, что чем плотнее будет их взаимодействие, тем скорее будет получен требуемый результат.
Пример второй, который подтверждает правило ”доверяй, но проверяй !”
Представим себе, что мы обеспечили все звенья цепи проектирование-производство техническими и программными средствами автоматизации и наладили коммуникации между ними. Каждый из участников использует эти средства для решения задачи в рамках своей ответственности.
Для примера возьмем деталь типа “вал” (рис 2). При создании чертежа конструктор использовал удобную для него CAD систему. Документ был оформлен в соответствии со стандартами и нормами, прошел технологический и нормоконтроль, и пришел в отдел подготовки ЧПУ в бумажном и электронном виде.
Рис. 2 Чертеж детали типа “вал”
А теперь посмотрим, может ли технолог программист ЧПУ использовать электронный вид этого документа для автоматизации своей части работ?
Основой для современного программирования ЧПУ является плоская или объемная геометрия изделия. В данном случае для программирования токарной обработки достаточно плоской модели. Проверим, насколько геометрия данного чертежа соответствует той, которая определена системой размеров на этом же чертеже.
Загрузим чертеж в ADEM-VX и нажмем кнопку «Проверка геометрии». Система покажет реальные отклонения геометрии от тех, что указаны на размерах. Вывод: геометрия данного чертежа не может быть использована в качестве модели!
Рис. 3 Проверка соответствия геометрии системе размеров в ADEM-VX
Напомним, что если мы хотим производить механообработку с заданной точностью (например, 0,1 мм), то исходная модель для программирования должна иметь точность на порядок выше (0,01 мм). А в нашем случае, есть различия даже в несколько миллиметров.
Справка: ЕСКД допускает, а иногда даже предписывает отклонение изображения на чертеже от номинальных значений.
Иными словами, использование геометрии чертежа в качестве точной модели для последующей обработки проблематично. А это означает, что различным подразделениям придется по этим чертежам строить соответствующие модели с ноля.
Более того, чертежи, выполненные без точной геометрической проработки – читай без модели, не гарантируют возможность геометрической реализации объекта. В первую очередь это касается деталей сложной формы, но подобные проблемы встречаются и во многих простых случаях.
Пример третий говорит о том что “одна голова хорошо, две лучше, а еще лучше две вместе”
Теперь давайте вернемся к конструктору и посоветуем ему создавать точную модель, а потом уже на ее основе выполнять чертежи. Тем более, что точная модель может потребоваться не только технологу, но и другим службам, в том числе и самому конструктору, например для точного расчета массы детали или увязке ее в общей конструкции изделия.
Очевидно, что если технологу приходят не только чертеж, но и модель (плоская или объемная), то геометрия модели может быть напрямую использована для программирования станков. Иными словами, создание модели на начальных этапах конструкторско-технологической подготовки производства помогает не только избежать ошибок в проектировании, но и существенно сократить затраты последующих этапов.
Рассмотрим теперь вопрос, связанный непосредственно с материализацией модели. Различные способы производства накладывают свои ограничения на формообразование объекта. В связи с этим, реальный объект, как правило имеет форму, отличную от исходного проекта.
На рис. 4 приведен пример модели детали в двух вариантах. Слева – модель, спроектированная на основе конструктивных и компоновочных условий. Справа – с учетом технологии механообработки. Они различаются скруглениями в углах, которые получаются при фрезеровании.
Рис. 4 Различия в проектном и реальном исполнении детали
Очевидно, что изменение геометрии, увеличение массы детали и т.п. должны быть отражены в конструкторской документации. Следовательно, мы возвращаемся к этапу изменения исходной модели и перевыпуску КД.
Итак, в результате работы конструктора и технолога проект становится реальным и приобретает свой окончательный облик. Встает вопрос, а мог ли конструктор на этапе проектирования учесть данные изменения, связанные с технологией изготовления?
Скорее всего, это возможно в двух случаях. Первый случай, когда конструктор имеет существенный технологический опыт. Второй – конструктору доступен инструмент оценки технологичности его проекта.
В ADEM-VX конструктор может либо положиться на свой опыт, либо воспользоваться широким спектром процедур проверки технологичности. Например, система может провести автоматическую модификацию модели с учетом фрезерной обработки.
Более того, возможности ADEM-VX позволяют создавать и использовать библиотеки технологических шаблонов механообработки. Созданная технологом библиотека становится доступна конструктору, и ему остается только указать геометрические элементы, которые необходимо обработать, а система сама произведет моделирование обработки. Такое виртуальное производство не требует расходов на заготовки, инструмент и оборудование.
Пример четвертый - “кесарю-кесарево, а слесарю-слесарево”
Итак, мы увидели, что чертежи без модели не гарантируют возможность создания соответствующего геометрического объекта, а модель без технологической проработки не гарантирует материальное воплощение.
Но это совсем не означает, что процесс подготовки производства на основе компьютерной мастер-модели есть единственный путь к реализации проекта. Многие изделия изготавливались и изготавливаются без моделирования. Более того, широкий спектр технологических процессов, такие как покраска, гальваника, термообработка и прочие на первый взгляд не нуждаются в привлечении геометрической модели.
Какую роль может играть ADEM-VX при конструкторско-технологической подготовке производства для технологий такого рода? В чем универсальность системы? И каким образом обеспечивается достоверность формирования данных?
Во-первых, для большинства подобных операций требуется знание таких важных параметров, как площадь поверхности, объем и габариты детали, которые удобнее получать автоматически из точной геометрической модели. На основе площади поверхности рассчитывается, например расход покрытия. По габаритам выбирается типоразмер оборудования или количество деталей в групповой загрузке и т.п. По геометрическим параметрам элементов можно рассчитать длину сварочного шва, расход материалов и электродов, время на сварку.
Рис. 5 Расчет длины сварных швов в ADEM-VX
Во-вторых, работу технолога сложно представить без формирования различных технологических ведомостей. Например, ведомость оснастки, ведомость материалов, сводная ведомость трудоемкости и т.д. Используя ADEM VX, технолог не тратит время на их создание, они формируются автоматически. Информация для ведомостей берется из техпроцессов, созданных, как с использованием мастер модели, так и без нее.
Рис. 6 Ведомость оснастки получена автоматически на основе техпроцессов
Автоматизировать технологическую подготовку производства по некоторым направлениям можно, используя типовые техпроцессы. Примером могут служить ТТП на различные виды сварки, получения покрытия т.д. Для проектирования подобных ТП наличие мастер модели не требуется. Здесь используются удельные материальные и трудовые нормы.
Заметим, что подобный подход, нередко применяемый на практике, имеет существенный недостаток. Результаты его носят статистический характер. Поэтому, если все-таки имеется мастер модель, то на ее основе лучше всего уточнить расчеты. И сделать это нужно как можно раньше, чтобы своевременно информация поступила в систему управления предприятием или непосредственно к руководителю.
Ведь от того, какого качества данные поступают к руководству, зависит правильность и своевременность принимаемых решений. Отсюда автоматически вытекают вопросы безопасности бизнеса не только с точки зрения защиты, но и с позиций полноты и достоверности информации.
Чтобы контролировать процесс подготовки производства руководитель обычно использует сводную информацию. ADEM-VX позволяет настроить генератор отчетов таким образом, что отчеты будут составляться как автоматизировано, с участием рядовых исполнителей, так и полностью автоматически.
Более того, единое информационное пространство ADEM-VX обеспечивает доступ к первичным данным: к эскизам, чертежам, моделям, программам, техпроцессам и т.п. Поэтому, руководитель имеет возможность посмотреть на ситуацию под собственным углом зрения, опираясь на реальную исходную картину.
Таким образом, независимо от объема проекта и количества разработчиков ADEM-VX обеспечивает непосредственное участие руководителя в любой точке конструкторско-технологической подготовки производства.
автор статьи: Быков А.В.