100000

Бесплатные звонки по России:

8 800 101 64 00

ADEM в машиностроении

При выборе CAD/CAM систем, покупатели очень часто интересуются опытом применения того или иного программного продукта на других предприятиях. Это понятно, так как никакие описания функциональных особенностей системы, статьи рекламного характера не смогут убедить потенциального пользователя в том, что его задачи могут быть решены с помощью той или иной системы.
Поэтому в данной статье некоторые пользователи CAD/CAM ADEM описывают опыты применения системы, в реальном производстве.

Опыт применения системы ADEM на ОАО «Моторостроитель» (г. Самара)

В.В. Снигарев, 
ведущий конструктор ЦТБ УГТ:

CAD и CAM системы на ОАО "Моторостроитель" (г. Самара) начали применяться с 1990 года. До 1993 года на стадии проектирования использовалась система плоского моделирования CherryCAD, которая в последствии стала частью интегрированной CAD/CAM системы ADEM. Идея комплексной автоматизации привела к решению о приобретении системы автоматизирующей труд как конструктора, так и технолога. Поэтому, начиная с 1993 года на предприятии на стадии проектирования и подготовки управляющих программ для ЧПУ используется ADEM.
Сразу было отмечено, что CAD/CAM ADEM очень удобен в работе и прост в освоении. За срок эксплуатации системы в производстве не было ни одного вопроса, который не был бы решен средствами плоского, объемного моделирования и модуля подготовки УП.
Система имеет возможность подключения пользовательских прикладных модулей, что во многом помогает решить специфические задачи конкретного производства.
Но лучше всего о системе скажет тематический перечень основных работ, проводимых конструкторами и технологами предприятия с помощью системы ADEM:
· Проектирование контрольно-измерительной оснастки.
· Проектирование информационных каталогов режущего и измерительного инструмента.
· Проектирование и расчеты режущего инструмента.
· Построение и расчет эквидистантных контуров (обкатка профилей лопаток) с выдачей твердой копии, таблично заданных, новых координат точек.
· Определение центра тяжести колес газотурбинных двигателей и других узлов и деталей для статической балансировки или расчетов.
· Проверка сборочных узлов на собираемость с учетом допусков и смещений.
· Расчеты площадей проходных сечений, площадей деталей сложной конфигурации в сечениях.
· Проектирование и расчет поверхностей механической обработки и их последующая обработка.
· Проверка технологических процессов на правильность определения припусков по операциям при механической обработке или их графический расчет.
· Автоматизация прикладных расчетов для конструкторов и технологов (за счет подключения расширенного расчетного модуля и др.)
· Проектирование новых узлов и изделий с необходимыми расчетами.
· Проведение преддипломной и дипломной практик студентов.
· Проектирование карт технологических процессов на базе конструкторских чертежей.

За время эксплуатации системы, она постоянно совершенствовалась и дорабатывалась с учетом интересов пользователей, что позволяло наиболее эффективным путем решить задачи стоящие перед производством. 

Опыт применения системы ADEM. Научно-исследовательский конструкторский институт энерготехники (г. Москва)
В.В. Романов,
Начальник лаборатории 830:

К чести института, имеющееся производство, несмотря на трудные для производственников времена успешно работает и производит необходимую продукцию.
В производстве института в качестве САПР применяется система ADEM, которая позволяет не только автоматизировать работу конструктора, но и протянуть цепочки автоматизации к производству.
За время экслуатации системы переработано большое количество чертежей в электронную форму, разработано около 600 программ и технологических процессов изготовления деталей. В настоящее время идет апробация версии 4.1 для ОС Windows NT.
По крупному, система состоит из 3-х частей:
· Конструкторская
· Технологическая
· Расчет программ на станки. 
Одна из важнейших задач стоящая перед конструкторами и технологами НИКИЭТ – перевод имеющейся документации в электронный вид и создание по чертежам управляющих программ. Система ЧЕРТЕЖ-ДЕТАЛЬ, и действия технолога сводятся к следующей последовательности:
1. Чертеж переводится в электронную форму (перерисовывается в модуле 2D CAD, либо используется модуль редактирования сканированных чертежей). 
2. В процессе «перерисовывания» или обработки сканированного изображения выявляются все огрехи, заложенные конструктором в чертеж при прорисовке карандашом на кульмане.
3. Дальнейшие манипуляции программиста - технолога являются менее трудоемкими. Он создает маршрут обработки по имеющимся контурам.
4. ADEM определяет оптимальную траекторию движения инструмента, вычисляет время обработки на станке. 
5. ADEM выводит траектории перемещений инструментов и динамически моделирует процесс обработки детали. В результате у программиста имеется возможность проверить правильность управляющей программы до выхода детали на станок.
Система ADEM версии 3.03, на которой проделан основной объем работ, функционирует в операционной системе WINDOWS 95, имеет доступный русский интерфейс, проста и дружественна в эксплуатации. ADEM - система универсальная, позволяет разрабатывать изделия, выпускать чертежно-конструкторскую документацию, сканировать чертежи, выпускать технологическую документацию и управляющие программы для станков с ЧПУ.
Адаптируется с типами производства и необходимыми программными продуктами. Возникающие вопросы решаются по телефону, факсу, при встречах со специалистами Omega Technologies , так как две группы разработчиков находятся в России .

Приведем несколько примеров из практики:

Днище.
Изготовление днища производится на станках с ЧПУ. Такой подход позволяет выполнить все технические условия, заложенные разработчиком в конструкцию без изготовления сложной оснастки и использования труда высококвалифицированного рабочего. Днище имеет профиль эллипсоида. Изготовлено по копирам и шаблонам, рассчитанным в системе «ADEM» и изготовленным на станках с ЧПУ.
При вварке патрубка на одной из модификаций днища возникла трудность обработки разделки кромок под сварку. Предприятие-смежник в Северодвинске мгновенно предложило свои услуги. Но габариты днища, вес, выполнение спецусловий по разделке кромок и стоимость заставили решить данную проблему на месте. С использованием САПР «ADEM» был произведен расчет, по которому на расточном станке в течение месяца была выполнена обработка кромок. В результате требования конструкторской документации выполнены и средства остались в институте.

Корпус теплообменника и корпус метановой камеры.
Сроки на изготовление были даны очень сжатые.
Два станка работали больше месяца в две смены.
Благодаря CAD/CAM ADEM программы шли с листа на станки одна за другой. На каждую деталь была лишь одна заготовка, т.е. ошибаться было нельзя. Хочется отметить, что конструкторский модуль «ADEM» позволяет расчленять чертеж по слоям. Конкретно при подготовке программ на эти детали приходилось задействовать до 40 слоев.

Звездочка.
Заслуживает внимания изготовление звездочек. Профиль звездочек, ГОСТ 591-69, имеет непростую конфигурацию. Наружный радиус, радиус при вершине, прямолинейный участок, промежуточный радиус и радиус у основания. Все элементы сопрягаются. 
Традиционно звездочки нарезаются сложными модульными фрезами. Для единичного производства это дорого. А при помощи ADEM элементарная концевая фреза проходит по расчетной траектории и через 22 минуты получаем готовую звездочку. 

Вставка.
Данная деталь является непростой конструкторской разработкой. Ее вес 60 кг. Имеются 91 глубокое отверстие, которые имеют высокие требования к точности и чистоте обработки. Приходится обрабатывать отверстия с 2-х сторон. С левого торца вокруг отверстий расположены 6 бобышек, имеющих огранку. 3 ограничивающие плоскости радиусные, а 3 между ними - плоские. Машинное время обработки на станках с ЧПУ составляет 240 часов. Для оптимизации процесса выпуска готовой продукции были разработаны четыре взаимозаменяемых техпроцесса и комплект программ на однотипное оборудование. 
За два года работы в системе «ADEM» созданы сотни программ обработки деталей и, соответственно, архив чертежей в электронном виде. Такой архив является базой знаний, которую легко использовать, применяя имеющуюся в институте компьютерную сеть. Молодой конструктор в любой момент может использовать конструкции, ранее спроектированные опытными конструкторами. Таким образом, отпадает рутинная работа (перерисовывание болтов, гаек, штампов и др.) и максимально используются наработки старой, отработанной конструкции.

Интересен опыт применения ADEM в московском НИАТе.

НИАТ (г. Москва)
Пользователи ADEM:

Система ADEM применяется для создания управляющих программ для станков гидрорезания (резание высоконапорными жидкостными и абразивно-жидкостными струями) разработанных специалистами НИАТ. Станки применяются для раскроя плоских материалов обработка которых на традиционном оборудовании практически невозможна (даже лазерная резка не дает достаточной чистоты кромки). Режут такие станки, почти без нагрева (максимальная температура в зоне резания 70C) Станок легко настроить так, что его усилия резания будут ничтожны. Это дает возможность обрабатывать нежесткие конструкции. Отсутствие системы станок – приспособление – инструмент – деталь в ее традиционном понимании позволяет во много раз сократить затраты на достижение высокой точности обработки.
Применение ADEM происходит на всех этапах проектирования и изготовления деталей. В CAD – модуле системы создается точная модель изделия. Если это нужно, выпускается комплект документации, а по точной модели технолог задает процесс обработки и передает управляющую программу на станок. При помощи одного из модулей ADEM – генератора построцессоров, специалистами НИАТ был создан собственный постпроцессор на уникальный станок. Чрезвычайно полезной и необходимой оказалась для специалистов НИАТ возможность обработки TTF-шрифтов. Для проектирования корпусных деталей применялся модуль объемного моделирования.
Изделия, представленные на фотографиях, можно увидеть на многих выставках (стенд НИАТ, Жуковский 97, 98). Применение ADEM позволило снять большинство проблемы возникающие при проектировании и производстве изделий, изготовленных при помощи новых технологии.

НПО Машиностроения
Пользователи ADEM:

Для разработки конструкторской документации НПО Машиностроения стало применять CAD/CAM ADEM с 1987 года. Это была первая версия продукта. Практически все модификации системы эксплуатировались в конструкторских подразделениях в рабочих средах MS DOS, Win3.1, Win95, WinNT.
В основном система применялась:
· для проектирования и выполнения рабочих чертежей корпусных изделий
· для проектирования штампов литейных форм. В процессе проектирования штампов большое значение уделялось скорости внесения изменений в проект. Так как разработчики ADEM изначально закладывали в систему это свойство, специалисты могли в кратчайшие сроки запустить деталь в производство, остановившись на оптимальном варианте изделия.
· для разводки жгутов и трубопроводов
· для поэтажной разводки кабельной сети (заказ министерства Экономики)

Известно, что одним из важнейших компонентов, составляющих паритет военно морских сил, являются крылатые ракеты. По словам специалистов НПО Машиностроения, противокорабельные ракеты наиболее «умное» и грозное оружие, эффективность которого неоднократно была проверена в реальной обстановке. Современные ракетные крейсера и новейшие ударные подводные лодки несут на своих бортах крылатые ракеты с красивыми названиями «Аметист», «Базальт», «Малахит» - основной калибр российского флота. 
Конструкторы-машиностроители по достоинству оценивают производительность системы для проектирования и выпуска больших объемов чертежной документации – «Мы мировые лидеры в области крылатого вооружения флота и чтобы сохранить это лидерство, нам необходимы лучшие инструменты для разработки». 

Закрыть