100000

Бесплатные звонки по России:

8 800 101 64 00

МАКС, ДАНЕМ и ADEM

Авиационно-космический салон это всегда праздник! МАКС 2005 - это феерическая неделя летательных аппаратов, их создателей и пилотов. На аэродроме в Жуковском все стремится в небо, включая головные уборы и зонтики многочисленных кафешек. Конечно, главное действо происходит на поле - пилотаж. Но не менее интересно и в павильонах. 

Как разработчику программного обеспечения для конструкторов и технологов мне в первую очередь было интересно посмотреть и потрогать руками реальные образцы техники, созданные с помощью системы ADEM. Поэтому, вооружившись картой авиасалона, я отправился по экспозициям наших пользователей. 

Так как в тот день чествовали Корпорацию им. Сухого, я решил начать осмотр с их павильона. На стенде ОКБ "Сокол" меня радушно встретил начальник отдела конструкции и прочности Сергей Александрович Морозов. 

 

Морозов Сергей Александрович (начальник отдела конструкции и прочности)


В первую очередь мое внимание привлек четырехметровый, блестящий аппарат ДАНЕМ. Этот дистанционно пилотируемый летательный аппарат предназначен для экологического мониторинга. Он призван работать в интересах добывающей, энергетической, сельскохозяйственной и других отраслей народного хозяйства. 

 

Беспилотный аппарат ДАНЕМ


Интересно, что аппарат может поставляться в двух комплектациях: с роторно-поршневым и с турбореактивным двигателями для различных видов его применения. В зависимости от этого изменяется продолжительность, скорость и высота полета. 

Практически все проектно-конструкторские работы от теор. обводов до деталировки велись с использованием нашей отечественной интегрированной CAD/CAM/CAPP системы ADEM. Сергей Александрович просил обратить особое внимание на качество проработки сложных обводообразующих элементов корпуса аппарата, выполненных в результате объемного компьютерного моделирования. 

 

Качество обводообразующих - результат гибридного объемного моделирования


Подобные обводы построить только методами твердотельного моделирования очень сложно, поэтому конструктора применяют гибридное (поверхностно-твердотельное) моделирование системы ADEM для подобных работ. 

Следующий летательный аппарат - крылатая мишень ДАНЬ-М предназначена для имитации средств воздушного нападения типа беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет и тактических дозвуковых самолетов. 

Изделие интересно тем, что является аппаратом многоразового использования. После завершения полета, ну конечно в случае промаха, мишень спускается на парашюте. Мягкая посадка обеспечивает сохранность конструкции и аппаратуры и позволяет после небольшой реновации повторно использовать аппарат. 

Этот комплекс, в частности, активно используется компанией "Сухой" при отработке экспортных вариантов истребителей Су-30МКИ, Су-30МКК и Су-30МКМ, поставляемых, соответственно, в Индию, Китай и Малайзию. 

 

У крылатой мишени тоже непростые обводы



Сергей Морозов продемонстрировал на мониторе, как поэтапно в системе ADEM рождается новое изделие. От первой осевой линии модель изделия обретает очертания, силовой каркас, уточняются посадочные места агрегатов, нарастает конструктивное "мясо" на поверхностях, проявляются отдельные детали и фрагменты. Спрессованное во времени это зрелище захватывает дух не меньше чем полеты пилотажных групп. 

Продолжая комментировать демонстрацию, Сергей Александрович периодически делал паузы, для того чтобы поделиться своими предложениями по дополнительному функционалу системы ADEM для повышения автоматизации ряда специальных задач. Мы обсуждали различные пути решения, я записывал, список рос. 

Для разработчика ПО такой обмен мнениями сверхактуален, потому что практический опыт работы с системой это тот бесценный капитал, который и определяет будущее программного продукта. Обратная связь на таком высоко квалифицированном уровне сокращает поиск правильных решений в разы. 

Незаметно день стал подходить к концу, в павильонах стало больше народа, так как показательная программа уже закончилась. А мне еще предстояло посетить экспозиции корпораций "Энергия" и "Миг", НПО "Сатурн", НПО "Моторостроитель ", НПО "Машиностроения", ГКНПЦ им Хруничева и многих других наших уважаемых творцов техники, для которых мы собственно и создаем программное обеспечение. 

автор статьи: Андрей Быков

Закрыть